Поиск

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown

Светлое технологическое будущее

Текст: Марина Аглиуллина

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: архив пресс-службы Futureisnown

 

 

29 марта в концептуальном магазине «Air Moscow» в Театральном проезде открывается трехдневная выставка художника Антона Бунденко, исследующего жизнь человека в информационно-технологической среде. Его проект Futureisnown — ряд объектов, созданных на стыке искусства, моды и современных технологий. Может показаться, что эти объекты придуманы для технофобов, но на самом деле они скорее необходимы, чтобы задуматься о том, как мы живем бок о бок с технологиями. Мы попросили Антона рассказать подробнее о его проекте и пяти экпонатах, которые можно будет увидеть в «Air Moscow».

 

 

Об идее Futureisnown

 

 

Будущее уже здесь, уже сейчас. Технологии повсюду и развиваются так, что часто мы не поспеваем за их скоростью. Мы постоянно подключены к информационно-техническим процессам и уже не можем представить жизни без связи, интернета, социальных сетей и мессенджеров. Технологические процессы непосредственно влияют на окружающие нас коммерческие, социально-политические и геополитические контексты. Сложные алгоритмы перестраивают экономику, трансформируют фундаментальные условия политики и даже переопределяют то, что значит быть человеком.

Основная тема моих работ — идентификация человека в информационную эпоху и важность процессов самоидентификации в контексте глобализационных и технических процессов, многозадачности и информационной загруженности. Мы перешагнули в новую информационную реальность, со своими конфликтами, системными кризисами и критическими точками. Я воспринимаю это как новую данность, как новый формирующийся контекст, в своих работах я называю ее b.Atmosphere. Для меня важнее актуализировать вопрос диссонанса между скоростью развития этой новой реальности и человека в ней. Как человек формирует технологии и как технологии формируют человека.

 

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 1)

 

О целях Futureisnown

 

 

Важно отметить, что я не являюсь противником технологий. Мои цели больше связаны с образовательно-осведомительными миссиями. Если мы живем в информационно-технической эпохе, нам жизненно важно понимать, как она функционирует и какие процессы затрагивают нас. Для этого в 2016 году я запустил художественный проект Futureisnown, цель которого — информировать о новой реальности, фокусируясь на ее критическом осмыслении и создавать объекты в ней.

Я начал с детального изучения технологий и их использования в современных коммерческих, социальных и политических контекстах. Сформулировал миссию, цели и задачи проекта, его органику и стратегии. Futureisnown — это обозначение новой реальности и формирование объектов в ней. Проект через художественные практики стремится к созданию публичного дискурса и формированию критического мышления в восприятии окружающих процессов. Для него важна открытая и взаимообратная связи между технологиями, человеком и социально-политическими институтами в решении этических вопросов взаимодействия технологий с обществом.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 2)

 

Это важно для человека, сталкивающегося с такими процессами ежедневно, для технологических компаний, работающих с большими данными, интернетом вещей, машинным зрением, превентивной персонализацией, технологией блокчейна, виртуальной и дополненной реальностями, нейронными сетями, искусственным интеллектом, биотехнологиями, для научных и социальных институций, сталкивающихся с открытыми вопросами этики и культуры в использовании технологий, их области применения и зоны регулирования. Отталкиваясь от исследований и художественного опыта, Futureisnown создает объекты спекулятивной реальности из будущего в настоящем. Это дизайн функционала еще не существующего, но в скором времени актуального.

 

 

Об объектах Futureisnown

 

 

Объекты могут быть информационными (например, вандальные наклейки и вещи с информацией о постправде и других процессах новой реальности), критическими (например, рубашки, позволяющие защитить от несанкционированного доступа к личной информации и электросмога) и функциональными (например, отсеки в одежде и карманы с блокировкой сотовой связи, Wi-Fi, Bluetooth, радио, геолокации и волн других частот).

 

 

Я осознанно выбрал медиум одежды и моды, потому что это то, с чем человек взаимодействует большую часть своей жизни, с одной стороны, и с другой стороны — одежда снова становится маркером идентификации. Если раньше ты спрашивал, какую музыку слушает человек, и понимал, чем он занимается, то для новых поколений одежда является ретранслятором идентификации. Плюс это очень подвижный и живой медиум. Это отличная возможность позволить не только рассматривать искусство и делать с ним селфи в музее, но и чувствовать его, взаимодействовать с ним, играть в него. Эти процессы позволяют сейчас намного лучше решать художественные задачи, чем выставка в четырех стенах с ограничителями перед работами или непонятные экспозиции с многостраничными описаниями. Мне интересно погружать в игру, провоцируя на важные размышления касательно этических норм и принципов новой реальности цифровой эпохи и ее культуры в целом.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 3)
Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 4)

 

Информационные свитшоты офицера информации (Informational Officer Sweatshirt)

 

 

Первая тема проекта затронула вопросы превентивной персонализации, контроля и таргетинга. Будущее теперь видоизменяет настоящее еще до того, как это настоящее наступило. Корпорации с помощью аналитических компаний предлагают нам спекулятивное настоящее, моделирующее идеальное субъективное будущее, отталкиваясь от поисковых запросов и интернет-поступков, совершенных в прошлом. В этих случаях алгоритмы компаний знают о желаниях еще до того, как мы осознаем их сами. Подобные процессы активно используются и в социально-политических контекстах. В геополитике выполняются превентивные удары на местности — сбрасываются бомбы и затем там обнаруживается враг, которого ожидали найти.

Отталкиваясь от этого я сделал первые информационные объекты — информационные свитшоты офицера информации. К ним прилагаются вандальные неотклеивающиеся стикеры с ссылкой на сайт About Ads, где можно узнать о компаниях, собирающих действия в браузере для нативной рекламы и отключиться от них. Собрал телеграм-канал, где публикую важные факты и ссылки на программное обеспечение и проекты.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 5)

 

Карман, блокирующий все электромагнитные волны (Entering the Pause Offline Pocket)

 

 

Легкодоступное подключение к глобальной сети увеличило среднюю продолжительность рабочей недели. Каждый хоть раз был проигнорирован другом или родственником, слишком поглощенным смартфоном или планшетом. Для многих понятие технологической паузы в постоянном контексте загруженности и скорости просто необходимо. Когда подключение к сети станет неотъемлемой частью, возможность временами быть офлайн, как и понятие приватности, станет роскошью. Для временных отключений от процессов многозадачности и постоянного включения будут использоваться специальные гаджеты, обеспечивающие блокировку радио, сотовой связи, Wi-Fi, Bluetooth, определения геолокации и удаленного контроля.

Я собрал карман, блокирующий все электромагнитные волны от гражданских до военных и позволяющий полностью закрыть ваш гаджет и вас от внешних процессов. Защита от скрытых глобализационных процессов, перенасыщенности информации и постоянного включения обеспечивается путем временных отключений и отдыха от всего этого, погружением в себя, общением с близкими, визуально-тактильным контактом в физическом пространстве с человеком, выбранным для совместного погружения. Защита от несанкционированного взлома Paypass и других бесконтактных карт в общественных пространствах. Защита от считывания геолокации и территорального таргетинга.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 6)

 

Много времени и ресурсов ушло на разработку, прототипирование и тестирование. Есть достаточно аналогов подобного кармана, но они все используют металлизированную ткань тонкого напыления. После тестов бытового использования данный материал изнеживается, так как не предназначен для этого. После неудачных испытаний я нашел более интересные материалы и составы, которые используются в оборонной промышленности и обладают более высокими блокирующими свойствами. Сейчас процесс технологии освоен, по мере ресурсов или по предзаказу я буду интегрировать такие карманы в повседневную одежду или делать из них отдельные саркофаги гаджетов. Например, встречаясь на деловой беседе, чтобы показать уважение к вашему партнеру и то, что ваш разговор останется между вами, вы показательно кладете смартфон в такое устройство. Это чистые вопросы этики, которые берут корни с рукопожатий и чоканий бокалами вина. Встречаясь со своей второй половинкой, вы оба убираете отвлекающие гаджеты в карман и говорите этим друг другу, что вы здесь, в физическом пространстве, ваше внимание принадлежит только вам, здесь и сейчас. Это очень интересные пользовательские опыты, которые, я уверен, будут все больше набирать интерес и необходимость в спешно развивающемся мире.

 

 

Ремень для безопасного скоростного трансфера в цифровом пространстве (Post Digital Safety Belt)

 

 

Следующий тип объектов — критические. Это объекты спекулятивного дизайна, которые имеют лишь вымеренный функционал, но поднимают важные вопросы в контексте потенциальной необходимости данного функционала. Один из таких объектов — персональный ремень для безопасного скоростного трансфера в цифровом пространстве. Так же, как водитель пристегивает ремень для безопасного скоростного передвижения в

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 7)

 

 

физическом пространстве, человек использует #postdigitalbelt для безопасного скоростного трансфера в цифровом пространстве, сохраняя свои данные и конфиденциальность.

Это кажется милым и смешным, но вспомните последний раз, когда вы были в таком состоянии цифрового серфинга. Каждую секунду мы запрашиваем в Google 40 тысяч поисковых запросов, отправляем 50 тысяч сообщений в фейсбуке, загружаем более 5 часов видео-контента в ютьюбе. Мы сами являемся данными. Помимо того, что мы осознанно отправляем в сеть, есть огромное количество данных, которые мы передали неосознанно. В 2011 году Макс Шремс потребовал у Facebook всю информацию, которую компания хранит о нем, и получил диск с 1200-страничным PDF. В 2017 году французская журналистка Джудит Дюпортель запросила данные о ней в приложении Tinder и получила 800-страничный документ со всеми своими переписками и интересами. Мы явно недооцениваем ценность и стоимость своих данных.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 8)

 

Рубашка, защищающая от доступа к личной информации и электросмога (Electrosmog Protected Shirt)

 

 

Следующая большая тема проекта — электросмог (Электромагнитное загрязнение. — Прим. редакции). Когда мы смотрим вокруг, мы знаем только о том, что видим, о том, что излучается на частоте видимого света. Но каждый электронный объект излучает множество частот электромагнитного спектра в Герц-пространство вокруг нас, большая часть из которых нам не видны. Герц-пространство является невидимой средой для переноса

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 9)

 

 

информации — Wi-Fi, 3G, GSM, радио. Невольно появляются вопросы приватности, потому что Герц-пространство сильно милитаризированно и не принадлежит вам. Огромные части его зарезервированы для военных коммуникаций и появляется вопрос, в какой степени правительствам может быть позволено подслушивать электронные коммуникации обычных граждан. Герц-пространство реально и оно повсюду, как невидимая нить проводов со своим электриклиматом и электрогеографией.

Если бы наши глаза могли настроиться на волны невидимых частот, все электронные объекты стали бы выглядеть иначе: их границы будут распространяться гораздо шире в космос, проникая по пути в другие объекты. Восприятие мира изменится. Как и в климатических условиях, в мегаполисах бывают места с перенасыщенным электросмогом Герц-пространством. Для этого мы разработали рубашку, которая позволяет защитить ее пользователя от электросмога и несанкционированного доступа к личной информации. Надевая эту рубашку, вы можете быть спокойны и защищены в агрессивной электросреде современного мегаполиса.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 10)
Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 11)

 

Рубашка, позволяющая чувствовать тепло электроприборов в спящем режиме (When Object Dream Shirt)

 

 

Следующий критический объект — When Object Dream Shirt. Он позволяет пользователю почувствовать невидимое, но ощутимое тепло электроприборов вокруг. Все умные электромагнитные объекты, находящиеся в спящем режиме, испускают электроволны определенного спектра. Таким образом, сны электронных объектов сделаны из электромагнитного излучения. Надев эту рубашку, вы можете чувствовать их сны и тепло.

Это кажется милым и немного выдуманным, но есть следующая история. Вредоносный ботнет Mirai взламывает пользовательские чайники, роутеры и вебкамеры, перебирая связку заводских паролей, потому что мало кто их меняет на подобных девайсах. Зараженные устройства будут продолжать функционировать нормально, за исключением случайной медлительности. После заражения устройство может отправлять запросы, например, на сайт Пентагона. Это называется DDoS-атаки. Пока вы пьете чай, ваш чайник, вместе с другими миллионами чайников атакует сайт Пентагона, одновременно посылая запросы на него. Сайт не выдерживает количество запросов и падает.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 12)

 

14 января 2018 года был найден новый вариант Mirai, ориентированный на устройства на базе процессоров Argonaut RISC Core, поставляемых в более чем 1,5 миллиарда продуктов в год, включая настольные компьютеры, серверы, радиоприемники, камеры, мобильные, служебные счетчики, телевизоры, флеш-накопители, автомобильные, сетевые устройства (смарт-хабы, ТВ-модемы, маршрутизаторы, Wi-Fi) и объекты интернета вещей.

 

 

О планах по развитию проекта

 

 

Важно не бояться технологий и не сторониться их, скрываться также бесполезно. Важно их понимать и вести себя осознанно. Это то, что сподвигло меня к созданию Futureisnown. Я бы хотел начать больше работать с шоу-румами и концепт-сторами, потому что возможность личного использования объектов Futureisnown крайне интересна и важна для меня. В планах — перейти на междисциплинарную работу и разрабатывать новые темы уже со специалистами в более детальной проработке, сделать серию видеофильмов, но не похожих на сериал «Черное зеркало». Технологии — это увлекательно, интересно и важно. Я бы хотел, чтобы больше людей интересовались технологиями, а не сторонились или игнорировали их, потому что они уже вокруг и постоянно взаимодействуют с нами. Мы периодически собираем вечеринки «Thinker», куда я стараюсь приглашать ребят технологической волны, где все могут знакомиться, общаться и приятно проводить время, это как новое комьюнити техно-гиков в правильном и хорошем смысле этого слова, потому что я сам бы хотел таким быть и гордился бы этим.

 

Будущее уже наступило: художник Антон Бунденко — о своем проекте Futureisnown (фото 13)

 

Выставка в «Air Moscow» — первая в рамках интервенции и презентации объектов. Я расскажу про тему и проведу небольшие экскурсии. На выставке будут еще некоторые арт-объекты. Например, говорящие друг с другом умные колонки, где каждая подключена к чат боту и обучается через нейронную сеть. Из нового, что будет на этой выставке — ольфакторные объекты (запахи). Я начал работать с парфюмерами из H330, и мы создали для первой темы запах превентивного удара, предназначенный для нанесения на текстиль первой коллекции и информационных свитшотов, и запах технологической платы управления как парфюмерный аромат, ассоциирующийся с технологической платой и искусственным интеллектом.

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7