Поиск

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств

T

В музее «Новый Иерусалим» до апреля продолжает работать выставка с картинами младших Брейгелей и их современников. Несмотря на то что на ней нет полотен их знаменитого отца, экспозиция оказалась жутко популярной: билеты по сеансам, на выходных не купишь. Завораживают не только выставленные в «Новом Иерусалиме» картины, но и история, которая их окружает. По просьбе BURO. искусствовед Людмила Лунина (The Art Newspaper) составила введение в брейгелеведение. 

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 1)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 2)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 3)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 4)

Несмотря на то что выставка открылась в 60 км от МКАД, она вызвала ажиотаж. Дело не в том, что коллекция Валерии и Константина Мауергауз неизвестна — 29 картин из нее работ демонстрировались в ГМИИ в 2015 году, сейчас выставлено 70, — просто мы имеем дело с фантомной болью человечества. Все, что связано с Питером Брейгелем Старшим, его творчеством, друзьями и наследниками, вызывает жгучий интерес. Брейгель — это окно в позднее Средневековье, благодаря которому мы представляем, как люди работали, проводили досуг, во что одевались, как строили дома, женились и занимались сексом. Благодаря ему мы можем понять и более серьезные вещи: буржуазную революцию в Нидерландах, распространение идей Реформации и контрнаступление инквизиции. Его живопись повлияла на десятки режиссеров — Алена Таннера, Аббаса Киаростами, Ларса фон Триера, Андрея Тарковского. И тем не менее о Питере Брейгеле Старшем отчаянно мало известно.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 5)

Его первый портрет был создан через три года после его смерти, в 1572-м, Домиником Лампсонием (1532–1599) — просвещенным поэтом и архивистом. Первая биография была написана через 35 лет после его кончины Карелом ван Мандером (1548–1606) — этим Вазари Северного Возрождения. Его «Книга о художниках» (1604) — ценнейший источник, но сколько же лакун он оставил! Мы не знаем, в какой семье родился Брейгель — якобы в крестьянской, но это не факт; с каким рыбным обозом он попал в Антверпен, достиг ли материального достатка, отчего умер не то в 40, не то в 45, оставил ли своей молодой вдове достаточно средств и почему через девять лет умерла она? Куда девалась маленькая дочь художника, кто воспитал его сыновей, ладили ли они друг с другом?

Фрагмент рисунка «Художник и знаток», ок. 1565—1568 гг. Считается автопортретом Брейгеля

Любое упоминание Брейгеля-старшего превращает обнаруженный документ в сенсацию, как, например, произошло с завещанием римского миниатюриста Джулио Кловио (в нем фигурирует картина, написанная в Леоне, а значит, художник ездил в этот город) или письмами болонского географа Сципио Фабио (он передавал привет Брейгелю через своего адресата). Карел ван Мандер сообщил о близком друге Брейгеля — купце Гансе Франкерте; якобы они вдвоем любили инкогнито ходить на крестьянские свадьбы и наблюдать нравы простого народа. Были перелопачены всевозможные списки купцов и, единственное, что удалось установить, — Франкерт не был богат. Брейгелеведение — это самый долгий и увлекательный детектив в истории искусств. Вот уже 500 лет человечество пытается сложить этот пасьянс.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 6)

Гипноз Брейгелем с трудом поддается осмыслению: достаточно сказать, что его самая полная на сегодняшний день выставка в 2018–2019 годах в Венском музее истории искусств была феноменально успешной. За четыре месяца ее посетило 400 тыс. человек, причем 6% приехало из России, поэтому не приходится удивляться пилигримам, потянувшимся из Москвы на Истру. Хотя на выставке в «Новом Иерусалиме» нет работ самого Питера Брейгеля Старшего, но картины его сыновей и продолжателей невероятно прекрасны и проливают свет на некоторые обстоятельства этой запутанной истории. 

Посетители на выставке в Венском музее истории искусств в 2018 г.

Антураж

Питер Брейгель родился то ли в 1625, то ли в 1630 году недалеко от города Бреда в 55 км от Амстердама. Вообще-то мы даже не знаем его реальной фамилии — он взял псевдоним по названию родной деревни. Покрыто мраком, чем занимались его родные и почему в возрасте примерно 15 лет он ушел в Антверпен учиться на художника. Зато хорошо известно, что представлял этот город в первой половине XVI века: после открытия Америки и тотальной переориентации торговых путей именно Антверпен становится мировым экспортно-импортным хабом — через его порт шло 40% мировой торговли. Тысячи кораблей прибывали со всех концов света, в том числе из испанских и португальских колоний. В городе производили ткани, сахар, стекло, мыло и другие commodities. Здесь работала первая в мире биржа, размещались штаб-квартиры итальянских торговых домов, евреи наладили огранку алмазов, активно развивался банковский сектор. Антверпен ссужал деньги английскому правительству. Позднее Брейгель напишет несколько картин «Вавилонская башня»: стройка нон-стоп, смешение рас и обычаев было, очевидно, тем, что он наблюдал вокруг себя. Иными словами, крестьянский мальчик Питер попал в самый богатый город мира, по нашим меркам — оказался на Манхеттене. И не просто в город, а учеником к Джеффу Кунсу того времени — к художнику Питеру Куку ван Альсту (1505–1550).

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 7)

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня», 1563 г. Версия картины, которая хранится в Вене

Учитель

Ван Альст происходил из знатного рода политиков и художников. Он был неплохим живописцем — вначале в духе «антверпенского маньеризма», после поездки в Италию его манера стала более спокойной, не такой прихотливо изломанной. Но прославился Кук ван Альст своими бизнес-проектами. В 28 лет он поехал в Константинополь узнавать секреты ковроткачества и до своей ранней смерти был одним из главных в Европе специалистов по шпалерам. Папа Лев Х поручил ему надзор за изготовлением шпалер «Деяния Св. Апостолов» по картинам Рафаэля в Брюсселе. А во французском городе Аррас ван Альст руководил производством гобеленов по мотивам полотен Иеронима Босха. Одну серию в 1542 году купил король Франциск I и еще два комплекта шпалер семья ван Альста после его смерти изготовила для всесильного кардинала Гранвелы и для герцога Альбы. В 2015 году в Метрополитен-музее прошла большая выставка 19 тканых картин ван Альста, его назвали «фламандским Леонардо».

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 8)

Портрет Питера Кука ван Альста из книги гравера Хендрика Хондиуса, 1610 г.

Что удивительно, никаких пересечений и взаимных влияний учителя и юного Брейгеля искусствоведы не наблюдают, хотя творчество двух художников изучено буквально под лупой. Очевидно, вздыхают знатоки, обучение фокусировалось на технологиях: правильном выборе досок для будущих картин, грунтовке, изготовлении красок. Предприимчивый характер, обширные знания и разносторонние интересы учителя, тоже, очевидно, произвели на ученика впечатление, и к тому же по прошествии 15 лет Брейгель женится на дочери ван Альста — Майкен (1545–1578).

Женская линия

Как минимум две дамы сыграли важную роль в жизни Питера Брейгеля Старшего. Это вторая супруга его учителя Кука ван Альста, его будущая теща, — Майкен Верхюлст (1518–1599) и, во-вторых, — упомянутая выше дочь Альста и жена Брейгеля Майкен. Была, правда, еще служанка в Антверпене, с которой художник, судя по всему, жил гражданским браком и которая его обманывала, о чем пишет Карел ван Мандер, но ее имя в истории не сохранилось. Брейгель женился в 1563 году, когда ему было то ли 33, то ли 37 лет; невеста была почти на 20 лет моложе. К тому времени Питер был сформировавшимся мастером, с 1551 года членом Гильдии Св. Луки — цеха, в котором объединялись художники и скульпторы; он уже совершил двухлетнее путешествие в Италию, где отшлифовал профессиональные навыки. Зарабатывал на жизнь Брейгель изготовлением рисунков для самой большой в Европе граверной мастерской «На четыре ветра» художника и издателя Иеронима Кока (1518–1570).

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 9)

Питер Кук ван Альст «Художник с семьей», 1545. Предполагаемый автопортрет ван Альста с женой

Но большую и лучшую часть живописных произведений, в том числе и фантастическую серию «Времена года» (с «Охотниками на снегу», 1565), «Крестьянскую свадьбу», «Притчу о слепых» (обе — 1568 год) он напишет после свадьбы, за отведенные ему шесть лет жизни. Когда в 1564-м родился его первенец — Питер Младший — он создал картину «Поклонение волхвов», где, как считается, в роли Богоматери изобразил свою молодую супругу. Эти косвенные данные заставляют надеяться, что семейная жизнь художника была благополучной и подарила ему умиротворение. Безродный, как ни крути, Брейгель вошел в большую художественную семью и даже переселился из Антверпена в Брюссель.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 10)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 11)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 12)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 13)

Его теща Майкен Верхюлст была потомственной художницей и представительницей большого арт-клана: одна ее сестра, Элизабет, вышла замуж за гравера и антиквара Хубрехта Гольциуса, другая, Барбара, — за портретиста Якоба де Пундера (1527–1570). Писатель Людовико Гвиччардини назвал Майкен одной из четырёх важнейших художниц Нидерландов. По преданиям, именно она воспитала сыновей Брейгеля Питера и Яна и преподала им первые профессиональные уроки. Несмотря на то что в родном городе Мехелен в Бельгии работает ее музей, нам не известно ни одной дошедшей до наших дней работы Майкен Верхюлст.

После бала

Брейгель Старший умер в декабре 1569 года после долгой болезни, чему свидетельство — отсутствие работ в последний год жизни. Он ушел на пике: Антверпен как раз затеял строительство 40-километрового водного канала до Брюсселя и городской совет именно Брейгелю предложил запечатлеть это событие в живописи. Осуществить почетный и выгодный заказ художник не успел. Поскольку его картины были полны тайных и явных диссидентских политических символов — а он, судя по всему, не одобрял зверства испанской инквизиции на территории Фландрии — часть своих работ он перед смертью уничтожил. О славе Брейгеля свидетельствует и тот факт, что в 1566 году один из его заказчиков — банкир Николас Ионгелинк — получил от Антверпена кредит в 16 тыс. гульденов под залог 39 произведений искусства, в том числе 16 картин Брейгеля. Среди них были «Вавилонская башня», «Несение креста», цикл «Времена года». Если учесть, что за всю жизнь Брейгель создал порядка 50 картин, то примерно треть его наследия оказалась под замком в банковском хранилище на 30 лет, до середины 1590-х.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 14)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 15)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 16)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 17)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 18)

У Брейгеля остались жена и трое детей: Питеру было пять лет, младшему Яну — один год; именно они продолжили династию. Судьба их сестры неизвестна, мать уйдет из жизни в 1578-м, через девять лет после мужа. Много позже, став известным художником и возглавив Гильдию Св. Луки, Ян Брейгель соорудит часовню в брюссельской церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель, где венчались и были похоронены его родители и где крестили его с братом. Он попросит своего друга Питера Пауля Рубенса написать картину «Иисус вручает ключи от Царства Небесного апостолу Петру» в честь отца и матери и снабдит ее эпитафией: «Питеру Брейгелю, художнику величайшего трудолюбия и великолепного мастерства, каковое славит сама природа — мать всего сущего, на каковое снизу вверх взирают опытнейшие художники, а соперники тщетно подражают ему». Удивительно, но по поводу бабушки просьбы увековечить ее память от внука не поступало.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 19)

Петер Пауль Рубенс «Иисус вручает ключи от Царства Небесного апостолу Петру», 1614 г.


СТАРШИЙ СЫН

В 1578 году дети Брейгеля остались сиротами. 15-летнего Питера отправили из Брюсселя в Амстердам в обучение к пейзажисту Гиллису ван Конинкслоо (1544–1607). В 20 лет он вступил в Гильдию Св. Луки, то есть получил право открыть мастерскую, набрать помощников и продавать свои картины. В 24 женился на Элизабет Годделет и в том же году взял первого из девяти известных подмастерьев. В разное время на него работали такие прославленные художники, как мастер натюрморта Франс Снейдерс (1579–1657) и Гонсалес Кокес (1614–1684).

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 20)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 21)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 22)

Питеру Брейгелю Младшему досталось отцовское наследство — рисунки и лекала-картоны. На таких картонах-прорисях по контурам были сделаны маленькие дырочки, и методом припороха (мешочком с углем елозили по рисунку) всю картинку переносили на доску. Очень часто Питер Младший не мог видеть оригиналы, поэтому, сохраняя рисунок, фантазировал в колорите (его вещи сильно ярче). Он подписывал работы семейной фамилией и ставил год, то есть делал не фальшивки, а именно копии. Стоили они на порядок дешевле: если за отца платили 1000 гульденов, то повторения сына уходили по 70. 50 картинам Брейгеля Старшего его сын противопоставил 1 500 живописных произведений — примерно столько изготовила его мастерская за полвека. Некоторые композиции повторялись по 20, 30 и 50 раз! Умер художник примерно в 1638 году, в возрасте 72 или 74 лет.


Мы не знаем, был ли он успешен: несмотря на плодовитость, его имя снова и снова появлялось в муниципальных отчетах с подробным описанием финансовых трудностей. Тем не менее, судя по большому количеству его картин в описи коллекций Антверпена XVII века, а также по экспортным реестрам того времени, его работы — и копии, и оригинальные произведения — были чрезвычайно популярны. 



Цветы и нежность

Ян Брейгель был полной противоположностью брату — неслучайно за ними закрепились диаметральные по смыслу прозвища. Старшего звали «адским», а младшего — «цветочным» или «бархатным». Хотя считается, что «адский» — это ошибка атрибуций и Питер Младший не писал тех картин ада, которые за ним случайно в XVIII веке закрепились. При том, что братья были удивительно похожи, старший предстает на рисунке ван Эйка в глубокой задумчивости, если не сказать депрессии, тогда как младший смотрит с портрета кисти Рубенса (1615 год) с добродушнейшей улыбкой. На этом полотне 46-летний Ян изображен со второй супругой Кэтрин ван Мариенберг и двумя младшими детьми. Всего же от двух браков у него было 10 детей; художником стал старший сын, тоже Ян.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 23)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 24)

Судя по всему, Ян Бархатный был человеком редкого обаяния и умел заводить влиятельных покровителей и клиентов. В отличие от брата, всю жизнь проработавшего в Антверпене, Ян в 20 лет уехал в Италию, где познакомился с молодыми просвещенными кардиналами Франческо дель Монте (1549–1627), Бенедетто Джустиниани (1554–1621), Федерико Борромео (1564–1631) — последний будет покупать вещи художника десятилетиями. Ватиканские иерархи были страстными коллекционерами и покровителями искусств, поддерживали Караваджо, а заодно давали заказы молодому Брейгелю. По приглашению Борромео, ставшего в 1595 году архиепископом Милана, Ян переезжает в Ломбардию и год живет в архиепископском дворце. В Италии он познакомился с другом всей своей жизни — Питером Паулем Рубенсом.

Ян Брейгель был живописцем широкого диапазона: писал картины на библейские, мифологические, исторические сюжеты, батальные и жанровые сцены, марины, цветочные натюрморты и все варианты пейзажей: лесной, горный, с проселочными дорогами и реками. Начинал с маленьких композиций на медных пластинах (привет бабушке-миниатюристке!), но постепенно размер его работ увеличивался, он перешел на живопись на досках и даже холсте, что в те времена не было так повсеместно. Ян меньше, чем старший брат, копировал отца, а те рисунки, что он перерисовывал, мог перевернуть зеркально. Его живопись более легкая, прозрачная (за счет лессировок), виртуозная, гедонистическая, хотя и лишенная монументальной мощи Брейгеля Старшего. Его наследие включает порядка 350–400 подписных картин, еще сотню он сделал в соавторстве. Удивительно, что Ян, с легкостью входивший в тандемы с другими художниками — Рубенсом, Себастьяном Вранксом, Гансом Роттенхаммером, — не сотрудничал с родным братом! До конца непонятно, дружили ли они. Да, они жили в одном городе, но если Питер жилье арендовал, то Ян владел несколькими домами. 

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 25)

Петер Пауль Рубенс «Семья Яна Брейгеля Старшего», 1613 г.

В 29 он вступил в антверпенскую Гильдию Св. Луки, через четыре года стал ее главой — деканом. В 31 женился на Изабелле де Джод, дочери богатого торговца искусством, которая родила ему сына и дочь и умерла в 1603-м во время родов. Ян работал для польского короля Сигизмунда, его любили эрцгерцог Альбрехт VII Австрийский и его супруга Изабелла, они даже стали крестными родителями его детей. Вся жизнь Яна прошла в достатке и сопровождалась общественным признанием, пока он не умер в 1625-м, в 57 лет, от холеры, которая не пощадила и троих его детей.

Коллекционеры и цены

Семья Брейгелей плодила художников еще как минимум 100 лет — до 1720-х; в четырех поколениях они дали дюжину прекрасных живописцев, хотя славы родоначальника династии никто не повторил. Впрочем, к концу XVI века и Антверпен перестал быть местом силы: 4 ноября 1576 года город был разграблен испанскими солдатами. Это событие осталось в истории под названием «испанская ярость»: было сожжено 800 домов и убито 7 тыс. человек из 100 тыс. населения. Поводом стала задержка жалования королем Филиппом II, но на самом-то деле весь сыр-бор был из-за порта: испанским монархам порт приносил больше дохода, чем заморские колонии. А город, как и все Нидерланды, претендовал на независимость. Еще через 10 лет испанский военачальник Александр Пармский ввел в Антверпен войска, после чего испанскую власть над нижними (южными) Нидерландами, будущей Бельгией, уже никто не оспаривал. Но северные нидерландские провинции (или штаты) перекрыли судоходство по реке Шельде и переориентировали торговый поток на Амстердам. Туда же переместились огранщики бриллиантов и купцы, и значительная часть энергии из Антверпена ушла, а население к концу века сократилось до 42 тыс. Это отразилось и в искусстве: все последующие поколения художников Брейгелей и их коллеги по цеху были жантильными придворными мастерами, но не выразителями национального духа.

Страстным поклонником Питера Брейгеля Старшего был император Священной римской империи Рудольф II (1552–1616). Его, правда, сместили с трона в 1609-м ввиду явного безумия, вызванного, по всей вероятности, сифилисом, но до этого в своем дворце в Праге он успел собрать невероятную коллекцию. От своего младшего брата эрцгерцога Эрнста (1553–1595) он получил в подарок те самые «залоговые картины» Брейгеля Старшего, в том числе и весь цикл «Времена года». Известно, что Рудольф посылал доверенных лиц во Фландрию для целенаправленного поиска Брейгеля. В середине XVII века, во время Семилетней войны, коллекция искусств Пражского града была разграблена шведами, многие шедевры вывезены в Стокгольм в коллекцию королевы Кристины I. Но правопреемники императора Рудольфа, представители дома Габсбургов, сделали все возможное, чтобы вернуть сокровища обратно. В результате сегодня самая большая коллекция Брейгеля Старшего — 12 картин — хранится в Венском музее истории искусств.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 26)

Портрет Питера Брейгеля Старшего 

работы Доминика Лампсония, 1572 г.

Что же касается свободного арт-рынка, то на нем вещи родоначальника династии крайне редки. В 2013 году в связи с банкротством Детройта аукционный дом Christie’s оценил находящиеся в городской собственности произведения искусства. «Свадебный танец» (1566) Питера Брейгеля Старшего из Детройтского художественного музея потянул тогда на 200 млн долларов. Наверняка с тех пор даже гипотетические цены сильно увеличились. Продажный рекорд Питера Брейгеля Младшего — 10,7 млн. долларов: за такую сумму была продана его «Битва Масленицы и Поста» в 2011-м. «Танцующие фигуры на берегу реки у деревни…» Яна Брейгеля Старшего ушли в 2013-м на Sotheby’s за 4,7 млн долларов.

Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 27)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 28)Эхо Брейгелей: самый увлекательный детектив в истории искусств (фото 29)

Весь XX век был посвящен атрибуции художников этого семейства, копировавших друг друга и подписывавших картины одной фамилией, правда, с некоторыми вариациями спеллинга. Только развитие дендрохронологии помогло установить возраст деревьев, из которых были сделаны доски — основа картин, — и развести во времени произведения отца, сыновей и внуков. Но в брейгелеведении еще явно далеко до последней главы. Выставка в Новом Иерусалиме — лишь промежуточный этап, поэтому ее надо обязательно посетить. И, если получится, заказать экскурсию, так как каждое произведение полно явных и скрытых символов и многое может поведать о блистательном периоде нидерландского искусства.

До 11 апреля, музей «Новый Иерусалим»

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7